Политика возврата
Согласно п. 15 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О Защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-IV, «потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». Тем самым данный нормативно-правовой акт не регулирует отношения между сторонами — поставщиком в лице PROKITCHEN и покупателем, так как в данных правовых отношениях покупатель имеет намерение заказать или приобрести товар в целях предпринимательской или иной деятельности, а не для семейного, личного, домашнего или другого использования, согласно статье 458 ГК РК. Заключая договор и принимая на себя обязательства, стороны обязаны выполнять их в срок и надлежащим образом. Отказ от поставки и требование возврата в данном случае является незаконным требованием покупателя и односторонним отказом от обязательств, что недопустимо. Возврат товаров или денежных средств осуществляется в рамках законодательства Республики Казахстан между поставщиком в лице PROKITCHEN и покупателем.
1.1. Все правовые отношения между сторонами — поставщиком в лице PROKITCHEN и покупателем — регулируются такими нормативно-правовыми актами, как ГК РК (общая часть), а также ГК РК (особенная часть), глава 25, параграф 3 — Поставка.
1.2. Согласно статье 273 ГК РК, «односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором». Таким образом, стороны не имеют права выполнять свои обязательства ненадлежащим образом, либо в одностороннем порядке беспричинно изменять условия и (или) уклоняться от выполнения обязательств, чем является требование возврата оплаченной суммы за заказ оборудования.
1.3. Согласно п. 2 статьи 284 ГК РК, «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства одной из сторон вторая сторона вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков». Таким образом, исходя из правоотношений между сторонами, лишь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств одна из сторон вправе приостановить исполнение своего обязательства, либо отказаться от исполнения и потребовать возмещения убытков, уведомив об этом другую сторону. Следовательно, покупатель, требуя возврата оплаченных денежных средств, понимает необходимость возмещения убытков поставщику, понесённых в связи с отказом от поставки оборудования, о чём также говорится в статье 477 ГК РК «Исчисление убытков при расторжении договора».
1.4. Односторонний отказ от исполнения обязательств или одностороннее изменение условий допускается в случае существенного нарушения одной из сторон. Согласно статье 476 ГК РК:
1. Нарушение договора поставщиком считается существенным в случаях:
2. Поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
3. Неоднократного нарушения сроков поставки товара.
4. Нарушение договора покупателем считается существенным в случаях:
5. Неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
6. Неоднократной невыборки товаров.
Таким образом, лишь последствия существенных нарушений исполнения обязательств одной из сторон могут привести к расторжению отношений между покупателем и поставщиком, что подразумевает возврат. Однако в случаях, когда одна из сторон уведомляет о расторжении правовых отношений или изменении условий обязательств, не входящих в понятие «существенных нарушений», поставщик и покупатель должны найти устраивающие обе стороны пути решения сложившихся обстоятельств. Если поставщик поставляет товар, который полностью соответствует качеству, ассортименту и комплектности, согласованным сторонами, но покупатель по иным причинам желает отказаться от поставки и оформить возврат, поставщик в лице PROKITCHEN может предложить замену товара на иной из ассортимента в пределах изначальной стоимости оплаченного товара.
1.5. В случае сомнения покупателя в качестве поставленного товара покупатель вправе заявить об этом поставщику. Однако покупатель обязан предоставить доказательства, подтверждающие ненадлежащее качество товара. Замена товара в разумный срок последует лишь в том случае, если покупатель докажет, что товар, поставленный поставщиком, является ненадлежащего качества.